29.12.2015Главный герой — НАТЮРМОРТ

Создавая произведение искусства, практически каждый художник интуитивно и подчас неосознанно ставит задачу выразить свои отношения со временем и с вечностью. Один считает это своей первостепенной задачей, другому кажется, что это условность изобразительного искусства. Бесспорно одно, жанр натюрморта является непререкаемым документом времени и эпохи.
На первый взгляд может показаться, что натюрморт является очень простым и скромным жанром: достаточно взять несколько цветов, яблок или груш и одну-две вазы – и вот вам «благодатная тема». Считается, что первые настоящие натюрморты появились в помпейских фресках и в позднеримских мозаичных композициях; это были изображения фруктов и пьющих голубей. А само слово «натюрморт» в буквальном переводе означает «мертвая натура», то есть нечто неодушевленное. При этом художник, много раз переставляя вещи с места на место, подбирая и пробуя разные сочетания, начинает строить картину, еще не прикоснувшись к холсту. Он ищет композицию в самих предметах, завязывает связи и создает контрасты; уже в самом выборе вещей и размещении предметов выражая свой вкус, свой способ восприятия мира. Предмет быта, согретый теплотой повседневного общения с людьми, позволяет прикоснуться к их жизни более осязательно, делая натюрморт жанром глубоко философским.
Как определенный вид или жанр живописи в истории искусства натюрморт знает свои расцветы. Например, нидерландский конца XVI века или голландский натюрморт XVII столетия. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке. Обычно в станковом натюрморте того времени целью является иллюзионистически точное изображение предмета, дающее зрителю своеобразную радость узнавания знакомой вещи. В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким. И только на рубеже XIX – XX веков он вырос в художественное явление мирового значения.
Выставка «Натюрморт» в культурно-досуговом центре «Юбилейный» была задумана без глубокого философского подтекста, невольно став ответом на безапелляционное заключение: «… натюрморт сейчас никто не пишет, потому что его невозможно продать!». Художники нашего города создают свои натюрморты исключительно по велению души и из любви к этому жанру. Сегодня самостоятельность, полноценность и содержательность этого жанра уже не нужно доказывать и подтверждать. Показать вещи вплотную, на близком расстоянии, заставить вглядеться в них – в этом пафос натюрморта. Можно сказать, что в нем изображается не мгновение, а время, длящееся над неподвижным миром вещей.
На выставке работы семнадцати художников представляют натюрморт в разных видах искусства. Смелее всего наши земляки работают в живописи. На выставке можно увидеть работы таких живописцев, как Юрий Леонов, Владимир Потемкин, Михаил Исаев, Юрий Мовчан, Елена Рудева. Раздел графики представлен работой Олега Данилова, линогравюрами Людмилы Ермиловой и ксилографией Полины Логиновой. В керамике натюрморт запечатлели Екатерина Базлова, Анна Филиппова, Анна Заикина, Елена Винтовая и Кристина Шкварина. Традиционно в технике батик работает Ольга Козлова. Фотографии на суд зрителей выставили Алексей и Екатерина Базловы. Впервые в Хотькове показывают свои работы широкой публике Оксана Анискович и Алексей Миронов. Сосуществуя в выставочном пространстве, работы таких разных художников, на мой взгляд, подчеркивают достоинства друг друга.
В книге «Живые вещи» критик и искусствовед Юрий Яковлевич Герчук написал: «Мир вещей – это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитой человеком». Мы приглашаем вас в этом мир, где главный герой – натюрморт. Выставка будет работать до сентября.

Анна ЗАИКИНА