Русский архитектор, сценограф, художник и орнаментист, один из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. В работах Гартмана идеи развития национального зодчества сводились к обильному украшению построенных им зданий узорами, заимствованными из народных вышивок, и деревянной резьбы (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872). Автор изобретательно декорированных деревянных выставочных павильонов (в которых широко применял сборные деревянные конструкции), Студии Мастерской в Абрамцеве (1872).
В 1871 оформлял оперы М. И. Глинки и А. Н. Серова в Мариинском театре в Петербурге. Акварели Гартмана послужили темой «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.
Мастерская в Музее-Заповеднике «Абрамцево» – единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана – яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия.