Радонеж – одно из памятных мест Подмосковья. В его владельческой судьбе ХIV-ХVI вв. как в зеркале отразилось своеобразие исторического развития Северо-Восточной Руси этого периода. С Радонежем и радонежской землей связаны такие события, как появление первых подмосковных монастырей, от которых ведет свое начало северное пустынножительное иночество; как заключение Деулинского перемирия 1618 г., принесшее Московскому государству долгожданный покой; как конец “хованщины” 1682 г., этого наиболее яркого проявления династического кризиса конца XVII в.
Отдельные страницы истории Радонежа отмечены расположенными на его территории памятниками. За селом виднеются земляные валы крепости начала XV в. На окраине села сверкает золоченой главой Преображенская церковь первой половины XIX в. Рядом с храмом возвышается памятник преподобному Сергию Радонежскому конца XX в.
Cело Радонеж находится в южной части Сергиево-Посадского района, между 59-м км Ярославского шоссе и платформой “Абрамцево” Северной железной дороги. Географически Радонеж располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи.
Из девяти вековой истории поселения можно выделить периоды существования его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок.
Радонеж был основан, предположительно, в XI в. расселявшимися по Волго-Окскому междуречью славянами. Об этом свидетельствует его название, которое представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег.
Около середины XII в. Радонеж вошел в состав территории Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII в. – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гг. княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели, в частности, в Радонеже.
Об этом свидетельствуют названия пустошей Ханская и Баскакова, которые находились в окрестностях поселения. Кроме того, в народной памяти сохранились сведения о капище Белые Боги, в котором молились баскаки. Оно располагалось на холме, возвышающемся к востоку от Радонежа.
Во второй четверти XIV в. Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 г. Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники. Теперь они занимались сбором налогов и судебными делами. Для них самих, их помощников и челяди была построена большая усадьба с церковью, посвященной празднику Рождества Христова. Московское княжество было малонаселенным, поэтому в обязанности наместников входило также привлечение людей на подведомственную им территорию путем предоставления различных льгот. Возможно, прельщенный этими льготами, в 1332 г. в радонежскую “весь” переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл. Епифаний Премудрый писал о последнем: “Этот… раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность”. Вероятно, боярин и его жена Мария основали во второй половине 1330-х годов на Хотькове первый в истории Подмосковья пустынножительский Покровский монастырь. После их смерти, наступившей, предположительно, в 1342 г., их второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со своим старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на рч. Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья “…сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили и отвели место для церкви небольшой, и срубили ее… освящена была церковь во имя святой Троицы…”. Стефан, увидев, “что трудна жизнь в пустыни”, вскоре ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, “… изучил все монастырские дела и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам”. Только после этого он призвал игумена Митрофана, вероятно, настоятеля Покровского монастыря, который “постриг его в ангельский образ”, дав ему имя Сергий. Это событие произошло 7 октября 1342 г. Монашеская жизнь преподобного Сергия складывалась из телесных трудов, смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, мистических видений и участия в политической жизни Московского княжества (Г.Федотов).
Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости. Ввиду этого обстоятельства за преподобным Сергием закрепилось прозвище “Радонежский”. Волость располагалась между течением р. Вори, ее левым притоком Торгошей и верховьем р. Вели, притока Дубны. К западу от нее находилась волость Бели, ограниченная верхним течением Вори, рч. Подмаш, левым притоком Яхромы, и верховьем рч. Кокотки, одного из правых притоков Вязи. С юга к ней примыкала еще одна московская волость Воря, рубежами которой служили среднее течение одноименной реки и верховья рч. Скалбы, левого притока Учи. К северу и востоку от Радонежской волости находились переславские, а к северо-западу – дмитровские земли.
Ко времени основания Троицкого монастыря Радонежская волость с еще 15-ю волостями входила в состав удела княгини Ульяны. Она получила их согласно завещанию своего мужа великого московского князя Ивана Калиты, умершего в марте 1340 г. Сама вдова-княгиня умерла не позже 1374 г. Две трети ее владений перешли к великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, а одна треть, в которую вошли, в частности, волости Бели и Радонежская, достались двоюродному брату последнего, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Теперь наместники князя, сидевшие в селе Радонежском, управляли двумя смежными волостями.Владимир Андреевич, вероятно, при объезде своих новых владений познакомился с троицким игуменом и подпал под влияние этой незаурядной личности. Он распорядился выделять впредь монастырю часть из тех съестных припасов, что собирались радонежскими наместниками в качестве натурального налога (подобное распоряжение было сделано в 1506 г. великим князем Василием III относительно Хотьковского Покровского монастыря). Кроме того, он захватил преподобного Сергия на княжеский съезд в Переславль, где тот крестил княжича Юрия, сына Дмитрия Донского. После съезда Владимир Андреевич уговорил старца съездить с ним в Серпухов. “Честный старец Сергии, прииде в Серпухов и улюби место на Высоком и ту заложи церковь своими руками Зачатье святыя Анны, егда зачат святую Богородицю и устрой монастырь”. В 1380 году он, по преданию, благословил Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича на Куликовскую битву. Таким образом, благодаря удельному серпуховскому князю преподобный Сергий Радонежский оказался вовлеченным в политическую жизнь Северо-Восточной Руси.
Городок Радонеж
Серпуховский князь умер в мае 1410 г. Свои владения он разделил между пятью сыновьями и женой. Его четвертому сыну Андрею достались “Радонеж с тамгою и с мыты. Бели, Черноголовль… с селы и с бортью… и со всеми пошлинами, Яковля слободка, Кишкина слободка, Тухачев”. Кроме того, ему и его брату Василию был выделен в совместное владение город Углич со станами.Вероятно, при Андрее Владимировиче в селе Радонежском появился свой кремль, иначе говоря, крепость, и оно с тех пор стало упоминаться в документах как городок. Для устройства укрепления была использована площадка в излучине Пажи. На расстоянии примерно 10 м от ее края по всему периметру была сделана песчаная насыпь, основание которой равнялось 5 м, а высота – 3 м. Затем насыпь была обложена дерном. На ее вершине поставили деревянные стены. С северо-восточной напольной стороны площадки вырыли ров, сузивший проход в крепость до трех метров. Местоположение радонежской крепости на далеко выдающейся в сторону речной долины части подошвы холма свидетельствует, в частности, о том, что она использовалась прежде всего как убежище.О князе Андрее Радонежском известно, что он был женат на дочери московского боярина Ивана Дмитриевича Всеволожа. В январе 1414 г. он вместе с братом Василием участвовал в походе своего троюродного брата князя Юрия Дмитриевича Звенигородского против нижегородского князя Данилы Борисовича. В июле 1422 г. при участии Андрея Владимировича и Юрия Дмитриевича была проведена местная канонизация преподобного Сергия Радонежского. Вероятно, на их средства в монастыре был выстроен белокаменный Троицкий собор, для которого Андрей Рублев написал свою знаменитую “Троицу”.Князь Андрей Радонежский умер, как и его братья, в мор 1426-1427 гг. Земли Владимира Андреевича Серпуховского, потерявшие владельцев, перешли к Василию Ярославичу, его внуку от третьего сына. Почти все время княжения Василия Ярославича пришлось на династическую войну 1425-1453 гг.Эта война шла между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским, а затем сыновьями последнего Дмитрием Косым и Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. великий князь отправился на богомолье в Троицкий монастырь. В это время его тогдашние противники, князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, с помощью заговорщиков спокойно вошли в Москву, захватили мать и жену Василия II, разграбили его казну и дома его сторонников. На поимку самого Василия II в монастырь отправился Иван Андреевич Можайский. Некий Бунко предупредил великого князя, что ему грозит опасность попасть в руки своих врагов. Василий II ему не поверил и, оставаясь в монастыре, лишь приказал выставить сторожевой заслон на Переславской дороге. Великокняжеская стража расположилась на высокой горе близ монастыря, где в настоящее время проходит восточная окраина пос. Семхоз. Ивану Можайскому стало известно о заслоне, и он пошел на хитрость. Князь приказал раздобыть сани, спрятал в них по паре воинов, а еще одному под видом возницы велел идти рядом с санями. Проявившая беспечность стража Василия II была без особых усилий обезоружена людьми можайского князя. Василий II был схвачен, отвезен на санях в Москву и ослеплен. Затем его отправили в Углич, который он получил во владение на правах удельного князя. В этой войне, закончившейся в 1453 г. победой Василия II, князь Василий Ярославич неизменно оставался верен великому князю. Тем не менее, когда в 1456 г. между ним и Троицким монастырем вспыхнул конфликт, Василий II приказал схватить серпуховского князя и бросить его в тюрьму. Василий Ярославич умер зимой 1483 г., пробыв в заточении около 27 лет. Его владения сразу же после ареста Василий II присоединил к своим землям. Таким образом, с 1456 г. Радонеж с подчиненными ему волостями вновь, и теперь уже навсегда, стал принадлежать великим московским князьям.
При Василии II Московское княжество из родовой вотчины Даниловичей превратилось в вотчину великокняжеской семьи. Его сын Иван III стремился, в свою очередь, превратить княжество в вотчину одного великого князя. Василий II присоединил к своим владениям земли двоюродных братьев. Иван III же стал присоединять земли родных братьев. В 1472 г. умер бездетный князь Юрий Васильевич Дмитровский.
Иван III, вопреки обычному праву, не стал выделять из этого вымороченного удела каких-либо частей своим братьям, а весь его объявил своей личной собственностью. Возможно, в целях лучшего управления своих расширившихся владений, он решил создать из волостей Радонежская иБели, входивших в состав княжества Василия Ярославича, и волостей Воря и Корзенев, входивших в состав удела Юрия Дмитревского, новую территориальную единицу – Радонежский уезд. Земли нового уезда, возникшего не позже 1473 г., располагались по обоим берегам верхнего и среднего течения р. Вори. Городок Радонеж был связан сетью дорог не только с Москвой, Переславлем и Дмитровым, но и с центрами соседних волостей и станов, а также всех крупных поселений уезда. Тем не менее в силу неизвестных причин он не стал торгово-ремесленным центром уезда. Не помогло даже то, что 25 сентября 1492 г. “на Сергиеву память князь великий торг перевел от Троицы на городок в Радонеж”. Ремесленники городка, судя по материалам археологических раскопок, обслуживали в основном наместников с их помощниками и слугами и горожан.В 1530-е годы в Радонеже была устроена ямская станция. С нее для правительственных чиновников представлялись лошади и подводы для проезда до подобных станций, располагавшихся на реках Уче и Дубне. В конце XVI в. на городецком яме служило 40 ямщиков.
В течение ХV-ХVI вв. все некогда свободные земли уезда оказались в чьей-либо собственности. В середине XVI в. около 45 /о земель находилось во владении Троице-Сергиева монастыря, около 38% принадлежало светским лицам около 5% – нескольким московским и подмосковным монастырям, примерно 1% – царскому дому и около 1% числилось за городком. Земли последнего простирались по обоим берегам рч. Пажи. Северная граница от р. Вори, дойдя до Пажи, пересекала последнюю и шла вверх по безымянному оврагу. Дойдя до его начала, она сворачивала на дорожку, связывавшую городок с троицкой д. Морозове, и по дорожке спускалась к рч. Подмаш, левому притоку Пажи. Затем она шла вверх по Подмашу до Фоминского оврага. Восточная граница шла вверх по Фоминскому оврагу, с его истока она переходила на верховье Олешковского оврага. Южная граница с Олешковского оврага переходила на Могилицкий овраг, спускалась по нему до большого Городецкого оврага и по последнему доходила до р. Пажи, с которой переходила на Ворю. Западная граница шла вверх по Воре от земель дворцовой д. Голыгино до земель частного сельца Арханова.
В начале XVII в. Московское государство вступило в полосу внутренних раздоров, в которые вмешались Речь Посполитая и Швеция. В ходе событий первого десятилетия XVII в. вместе с центральной частью государства были полностью разорены Радонеж и его окрестности. Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине XVI в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II. С сентября 1608 г. по январь 1610 г. его защитники отбили несколько штурмов, совершили бесчисленное количество крупных и мелких вылазок, выдержали месячный обстрел из артиллерийских орудий и полугодовое моровое поветрие. В феврале 1613 г. на пустующий московский престол был избран Михаил Романов, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного. В государстве стали медленно стихать внутренние раздоры, но продолжалась борьба со Швецией и Речью Посполитой.
В ноябре 1616 г. Михаил Федорович велел “дати в дом святые живоначальные Троицы преподобному чюдотворцу Сергию в вотчину” так и не возродившийся городок Радонеж и 12 пустошей, которые ранее были приписаны к городецкому яму. В декабре этого же года монастырские власти обратились к царю с просьбой пожаловать им повалушу с его двора в соседнем селе Воздвиженском, потому что “на городок храм поставить и монастырский двор устроить нечем”. Повалуша (большая неотапливаемая башня) была переделана в шатровую церковь, посвященную празднику Преображения Господня (празднуется 6/19 августа). В пристроенной к ней трапезной имелись приделы “государева ангела Михаила Малеина и Сергия Радонежского”.
Весной 1617 г. начался поход на Москву польского королевича Владислава, который в 1610 г. сначала тушинскими, а затем московскими боярами был приглашен на царский трон. После неудачного штурма Москвы в ночь на 1 октября 1618 г. королевич двинулся по Переславской дороге дальше в глубь страны. Возможно, он предполагал захватить Троице-Сергиев монастырь и на основе этого успеха получить от сейма деньги на продолжение войны. Монастырь к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями, поэтому Владислав, уяснив сложившуюся ситуацию и памятуя о результатах его предыдущей осады, решил больше не испытывать судьбу. Он отошел дальше по дороге к д. Рогачево и приступил к переговорам. Они проходили в д. Деулино, куда троицкие власти отпустили “…с послы Радонежского городка священника Симеона с честным животворящим крестом, златом и бисером, и камением драгим украшен… и с налоем, украшенным, и блюдом серебряным”.
1 декабря был принят окончательно текст договора. Грамоты уложили на блюдо, поверх них положили крест. Послы поочередно подходили к аналою и целовали крест. Затем каждая из сторон подписала грамоты и повесила печати. После этого послы торжественно обменялись текстами договора. В Московском государстве наступил долгожданный мир. Так, волею случая радонежский священник стал участником перемирия, положившего конец польско-литовской интервенции. С наступлением мирных дней троицкие власти довольно быстро сумели заселить новую вотчину путем предоставления льгот и выдачи ссуд тем крестьянам, которые соглашались переселиться в Радонеж. К середине 1620-х годов в селе Городок Радонежский числилось 10 крестьянских и 13 бобыльских дворов, а также двор монастырский, в котором жили “монахи для надзирания монастырской пахоты”, и двор воловий. На церковной земле стояли дворы попа, пономаря, 4 кельи нищих. К Преображенской церкви была пристроена колокольница. На погосте еще стояла недействующая церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Территория погоста, которая не была занята кладбищем, сдавалась в оброк, и ее использовали в качестве пахотного поля местные крестьяне.
На кладбище Афанасовского погоста в конце XVII в. были погребены несчастные князья Хованские. В 1680-е годы между членами семьи покойного царя Алексея Михайловича вспыхнула борьба за власть. Этой кремлевской схваткой решил воспользоваться тогдашний глава Стрелецкого приказа престарелый князь Иван Андреевич Хованский. Но не успел он подготовить заговор, как цари получили донос на него. Все царское семейство под видом богомольного похода двинулось к Троице-Сергиеву монастырю. Князь И.А.Хованский был вызван в с. Воздвиженское под предлогом встречи украинского гетмана Ивана Самойловича. На пути в село он был схвачен вместе со старшим сыном Андреем Ивановичем. В Воздвиженском думный дьяк Федор Шакловитый зачитал им про их вины. “И за их измену указали великие государи казнить смертью, и, ответши их, головы отсекли, и погребать их у церкви не указали”. Согласно Мазуринскому летописцу “тела их велели схоронить на Городце”.
В 1836-1842 гг. в селе на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной. дание имеет традиционную для приходских церквей ХVII-ХХ вв. трехчастную продольно-осевую композицию. Ее основу составляет бесстолпный односветный четверик храма, завершенный восьмиоконной ротондой. Над ротондой возвышается небольшой барабан с восьмигранной чашей и крестом. С востока к храму примыкает полуциркульная в плане абсида, а с северной и южной сторон – четырехколонные портики дорического ордера. С запада к храму пристроена прямоугольная трапезная с двускатной крышей. За трапезной возвышается трехъярусная колокольня, завершенная шпилем с небольшим крестом. Абсида храма и трапезная украшены квадровым рустом. Первый и второй четверики колокольни декорированы плоскими спаренными пилястрами, завершенными в первом четверике триглифо-метопным фризом, а во втором – треугольным фронтоном. Цилиндрический ярус звона, как и в четвериках, прорезают четыре арочных проема. Во всех ярусах простенки между ними обработаны спаренными пилястрами. Алтарную часть храма закрывает пятиярусный иконостас, а юго-восточный угол трапезной, где располагается придел преподобного Сергия Радонежского, двухъярусный иконостас. Иконы в них написаны местными мастерами во второй половине XIX в. Фрагментарно сохранившаяся стенная роспись относится к 1870-м годам. В 1855 г. вокруг церкви была воздвигнута кирпичная ограда с металлической решеткой и круглыми башенками по углам. В 1860-е годы стоявшая отдельно колокольня была соединена с трапезной узким переходом.
29 мая 1988 г. к юго-западу от Преображенской церкви села был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев). И.М.Снегирев в одной из статей, посвященных Радонежу, писал: “Здесь нельзя не благоветь к месту, освященному бытноснию святыни храмов и пребыванием Преподобного основателя Дома Святой Троицы и осеняемому невидимым присутствием Ангелов – их блюстителей. Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожему богомольцу следы великого подвижника, отчизнолюбца, споспешника русскому оружию, миротворца и чудотворца. Да не будет место свято пустым!” 133 года спустя его призыв был услышан. Основанием памятного знака служит овальный полутораметровой высоты холм.
На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: “Сергию Радонежскому благодарная Россия”.
В октябре 1989 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж…
Текст взят из книги “Радонеж. Страницы истории”, автор-составитель В.А. Ткаченко, Сергиев-Посад 1997 г.