Хотьково-Абрамцево - культурная столица подмосковья

Памяти Елизаветы Григорьевны Мамонтовой

В плеяде замечательных русских женщин, оставивших заметный след в русской истории последней трети 19 века, – поэтесс, актрис, ученых – есть одно имя, которое должно быть особенно дорого нам сегодня. В наш век стремительных перемен, расширения горизонтов, поисков новых идеалов нам порой так не хватает некоего образца, меры, «золотого стандарта» человеческой судьбы. И этой мерой сегодня может и должна стать для нас жизнь замечательной русской женщины – Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

Елизавета Григорьевна Мамонтова родилась в 1847 года в семье крупного московского купца-легкопромышленника Григория Сапожникова. Ее прадед по материнской линии числился еще в крепостных крестьянах, а ее отец уже производил лучшие в России шелковые ткани. Сапожниковы состояли в родстве и своячестве с Третьяковыми, Алексеевыми (Елизавета Григорьевна была двоюродной сестрой К.С.Алексеева (Станиславского), Боткиными, семьей Чайковских, пианистом А.Зилот, архитектором А.Каминским. Большое значение в своей жизни все эти люди придавали благотворительности, хорошо знали, понимали и развивали отечественную культуру. Своим детям Сапожниковы-Алексеевы дали прекрасное образование. В частности, Лиза владела несколькими языками, проявляла способности к математике, очень хорошо знала и любила русскую и зарубежную литературу, серьезно занималась музыкой. Неудивительно, что избранником юной Лизы Сапожниковой стал музыкально и художественно одаренный Савва Иванович Мамонтов, представитель еще одной знаменитой купеческой династии, занимавшейся строительством и содержанием российских железных дорог. Это был брак по любви, союз единомышленников – близких по духу талантливых, энергичных людей.

Трудно представить, каким был бы сейчас наш город, наш край, наша « малая родина», если бы 23-летняя Елизавета Мамонтова не решилась бы на деньги от своего приданого купить старую подмосковную усадьбу Абрамцево. Ее выбор не был случайным: память об удивительной семье Аксаковых, визитах в Абрамцево Тургенева, Гоголя, Щепкина; пленительная красота окружающей природы; удобное местоположение – рядом с действующей уже Сергиевской железной дорогой – детищем ее свекра – сыграли свою роль. Новые хозяева сумели сохранить поэтический облик старой усадьбы и в то же время преобразили ее, внесли свежие ноты в ее архитектурный облик. Абрамцево при Мамонтовых вновь зажило кипучей жизнью, собрав вокруг себя лучших представителей русского искусства того времени. Савва Иванович постоянно находился в поиске свежих творческих идей, не жалел сил и средств на их реализацию. Елизавета Григорьевна, тем временем, во всем этом бурном водовороте абрамцевской жизни оставалась тихой и твердой пристанью, привязывая к себе этих сложных людей искусства тонкими и прочными нитями душевного родства. Илья Остроухов писал о ней: «С людьми она сходилась не сразу, с большой выдержкой и анализом, но, сойдясь, не изменяла этим друзьям до гроба. В ней была чарующая прелесть». Хозяйка дома смогла создать в Абрамцевском кружке особую, доверительную, семейную атмосферу, что удивительным образом сказалось и на творчестве художников: сколько было создано чудесных детских портретов, бытовых зарисовок, «сказочных» произведений и построек!

И все же на первом месте для нее всегда была семья: Савва и С.А.В.В.А. (аббревиатура имен детей Мамонтовых). Очень многому своих детей Елизавета Григорьевна научила сама: первые уроки маленьким сыновьям и дочерям давала мама. Но главное, что они получили от нее – это то, чему не научат никакие учителя: веру в Бога, любовь к ближнему, трудолюбие, способность к состраданию и самопожертвованию, интерес к родной природе, истории, искусству. Любовь и привязанность детей к матери, как к главному советчику и другу, были настолько сильны, что находясь в разлуке, они писали друг другу письма каждый день!

Исподволь учить, знакомить, направлять, просвещать – было ее даром. Она не была назидательной – она просто была примером. Под ее незримое педагогическое обаяние подпадали все: родные, дети художников, сами художники, окрестные ребятишки, крестьяне из мастерских. Она придавала высокое духовное звучание каждому делу, каждому начинанию. Она элевировала, «возвышала» всех, кто находился с ней рядом. Она была эталоном, мерилом, «золотым стандартом».

Это удивительное свечение, горение души, стремление к «доброму деланию» выкристаллизовалось для Елизаветы Григорьевны в успешные практические начинания. Учебная столярная мастерская для крестьянских мальчиков выросла до серьезного художественного производства с собственными магазинами, дала толчок новому богатому направлению в народном искусстве – абрамцево-кудринской резьбе. Коллекция образцов народного искусства, собранная в экспедициях, послужила началом собранию предметов народного искусства в будущем Абрамцевском музее. Абрамцевская церковь стала не только действующим храмом для местных жителей, но и одним из лучших образцов архитектуры в стиле модерн.

А еще читальня, лечебница, школа, вышивальная мастерская, попечительство – когда и как все успевала эта удивительная женщина с лучистыми глазами и тихим голосом, где находила силы, в чем черпала вдохновение?… Просто она была из тех женщин, идеальный образ которых воспели русские классики 19 века – Пушкин, Тургенев, Толстой, Гончаров, Чехов… Она была из того замечательного поколения не-дворянок, вышедших на сцену русской истории во второй половине 19 века. Прекрасно воспитанные, образованные, деятельные, чутко воспринимавшие нужды своего народа – эти женщины способны были сохранить и приумножить свой «вишневый сад»…

Как жили бы мы сейчас без Абрамцевского художественного училища, выросшего из Мамонтовских мастерских, без нескольких поколений и даже династий художников, выросших и выучившихся в наших краях, без той особой духовной и творческой атмосферы старинной русской усадьбы, осеняющей Хотьково и его окрестности? Мы были бы другими. Мы стали лучше. И мы будем благодарными.

Наталья Малашина,
историк, член Хотьковского краеведческого общества,
руководитель детской краеведческой студии «Радоника»

1

2

Елизавета Григорьевна, Серёжа, Савва Иванович Мамонтовы. 1868 г.

4.1

5

6.1

В аллее абрамцевского парка. Слева направо: К.Д. Арцыбушев, Андрей Мамонтов, В.М. Васнецов, Таня Васнецова, Н.С. Кукин, П.А. Спиро, Шура Мамонтова, С.И. Мамонтов, И.В. Штром, И.С. Остроухов, Е.Г. Мамонтова, М.М. Антокольский, В.И. Ольховская, И. В. Шпажинский. 1883 г.

8.1

9.1

Елизавета Григорьевна с внуками (детьми Веры) – Лизой, Серёжей, Юрой

Мы используем cookies


Во время посещения сайта centrmamontovoi.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

Понятно, спасибо