В начале XIX века в округе Покровского Хотьковского монастыря, как и во всем Дмитровском уезде, наряду с крестьянскими местными промыслами началось распространение промышленных заведений. В Хотьковской округе таких заведений известно всего шесть.
В условиях крепостного права в России, следствием которого была острая нехватка свободных рабочих рук, первые промышленные заведения были, как правило, небольшими, имели сезонный характер работы с краткосрочным наймом большей части работников и значительные колебания в объеме производства.
Вероятно, именно такими были четыре текстильных заведения Хотьковской округи первой половины XIX в.: суконная фабрика купца Гутта в д. Репихово, перешедшая и 1839 г. к купцу М.В. Кирху; бумагопрядильная фабрика в сельце Жучки Н.А. Майковой; шелковая фабрика купчихи Белянкнной при деревне Золотилово; миткатевая фабрика Канториных в деревне Кудрино. Перечисленные предприятия служили дополнительным источником заработка для крестьян окрестных селений в зимнее время.Постоянным производством отличался «медиковачный завод», который существовал в д. Репихово в первой четверти XIX в., вероятно, до открытия упомянутой выше суконной фабрики. Девять рабочих завода расковывали в листы до 500 пудов красной меди в год.
На фоне мелких промышленных заведений Хотьковской округи первой половины XIX века выделялся фарфоровый завод А. Г. Попова – одно из крупнейших частных фарфоровых производств России.
В Подмосковье первый частный фарфоровый завод был основан Ф. Я. Гарднером в 1776 году в селе Вербилки в 30 верстах от Хотькова. Комиссионер Гарднера— посредник по торговым делам — К. Я. Милли, зная успех гарднеровской посуды на рынке, обзавелся собственным заводом в тогдашнем сельце Горбуново в 1800 — 1802гг. В 1806 году заведение Милли приобрел купец Алексей Гаврилович Попов, имевший опыт торговли фарфором
Продукция завода Попова быстро завоевала популярность в России. Залогом успеха стало сочетание дешевизны, высокого качества фарфоровой массы и художественного уровня изделий. Дешевизну изделий обеспечивала ориентация завода, прежде всего на массового потребителя. Завод Попова выпускал лучшую в России трактирную посуду: чашки, чайники, блюдца для сахара. В 1859 г., например, уже при наследниках Попова на заводе было изготовлено 6540 дюжин чашек, 19000 чайников и 1250 дюжин трактирных блюдец для сахара.
Высокий художественный уровень продукции обеспечивала созданная при заводе школа для обучения художников и лаборатория, где разрабатывалась собственная заводская палитра красок. Краски и цветные фоны всевозможных оттенков, созданные в лаборатории завода, не знали себе равных в России.
Наряду с чайной трактирной посудой, выпускавшейся в больших количествах, завод производил штучные изделия – подносные или «хлебосольные» блюда с надписями и посвящениями, вазы.
Подобные произведения украшались сюжетными росписями, но чаще великолепными цветочными орнаментами.Большим спросом пользовались выпускавшиеся заводом скульптурные фигурки, изображавшие крестьян и крестьянок, пастушков и целые скульптурные группы, среди которых можно было найти изображения сцен народных забав или сцены из басен Крылова.
Продукция завода Попова была по достоинству оценена современниками, Известный писатель М.Н.Загоскин, автор знаменитого исторического романа Юрий Милославский, или русские в 1612 году», Почетный член Петербургской Академии наук с гордостью отмечал: «некоторые из московских фабрик… могут без стыда поставить свои произведения рядом с лучшими произведениями иноземных фабрик. Фарфор господина Попова… конечно бы, занял почётное место везде, не исключая ни Англии, ни Франции».
Маркой изделий завода Попова служили соединенные буквы «А» и «П», исполненные под глазурью синей или черной краской, иногда величиной до 1 сантиметра или тисненые. Изредка при этой марке встречается другая, в виде решетки. Крайне редко встречается надпись «Поповы», относящаяся, по всей видимости к 50-м – 60-м годам XIX века, когда после кончины в 1856 году А. Г. Попова заводом совместно владели его наследники.
В 1848 г. в сельце Горбуново, рядом с заводом, на средства Попова была построена деревянная церковь.
В то же году ее освятили во имя Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси – современника и собеседника Преподобного Сергия Радонежского, покровителя храмоздателя – Алексея Гавриловича Попова.[ya_share]