Абрамцевский художественно-промышленный колледж

Адрес:

141370, Московская область, Сергиево – Посадский район, город Хотьково, Художественный проезд, дом 1.
 

Телефоны: +7 (496) 543-06-06.

 

Сайт: www.ahpkv.ru

 

E-mail: ahpkv@mail.ru

 


История колледжа начинается из подмосковной усадьбы Абрамцево, принадлежавшей меценатам и ценителям русского искусства Савве Ивановичу и Елизавете Григорьевне Мамонтовым.

В 1870-1880-е гг. здесь сложился художественный кружок, получивший впоследствии название «Абрамцевского». В него входили выдающиеся русские художники В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов и другие. В своем творчестве они обращались к отечественному художественному наследию, искали новые формы национального самовыражения.

Образцы произведений крестьянского искусства, собираемые участниками кружка по окрестным деревням и во время поездок по северным и центральным губерниям страны, служили источником вдохновения для художников и стали основой коллекций при создании в Абрамцеве музея народного искусства, а нескольких учебных художественных мастерских — столярной, гончарной и мастерской женских рукоделий. Художественностолярная мастерская и положила начало Абрамцевскому колледжу.


 


Учебный процесс в мастерской держался русла общеевропейского художественного образования. Использование в преподавании подлинных памятников традиционного искусства считалось передовым методом.

«Наш уезд, — писала Е.Г. Мамонтова, полон мелких кустарей, работающих на Троицкую лавру игрушки, ларцы и разные деревянные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные
образцы… Окончательная цель мастерской — подготовить мастеров-кустарей с более развитым вкусом, имеющих всегда под рукой Музей с готовыми художественными образцами и Мастерскую, готовую во всякое время дать помощь советом, так и в деле сбыта товара».

Е.Г. Мамонтова стремилась воплотить филантропическую идею — обеспечить каждому закончившему мастерскую мастеру прочный заработок, который не «отрывал бы его от жизни в деревне».

Художественно-столярная мастерская была устроена в 1885 г. на основе столярной мастерской, существовавшей в Абрамцеве с 1876 г. при школе грамотности для крестьянских детей. Ее первым художественным руководителем стала талантливая художница, сестра Василия Дмитриевича Поленова — Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898).

Огромное влияние на творчество художницы оказывал В.М. Васнецов. «У Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набралась у него понимания русского народного духа», — писала Елена Дмитриевна. Именно он убедил Поленову использовать при создании новых образцов изделий для столярной мастерской ее многочисленные зарисовки с предметов крестьянского обихода, а также подлинные памятники резьбы и росписи по дереву.

Начав с росписей изготовленных крестьянами предметов, Поленова переходит к проектированию самих предметов, начав с цитирования мотивов народного искусства, переходит к созданию новых мотивов и новых предметов, к свободному творчеству по принципам крестьянского искусства.


 


Всего по эскизам и рисункам художницы было выполнено более 100  предметов мебели: разнообразных шкафов, полок, столов, скамеек, рам, настольных принадлежностей, украшенных узорами трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы, раскраской и тонированием. Проектированием образцов также занимались В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, А.С. Мамонтов (сын С.И. Мамонтова) и другие члены кружка.

Мнение об определяющем внимании Васнецова на становление  художественной направленности Абрамцевской столярной мастерской, а через нее – мебели и интерьеров в неорусском стиле, не является преувеличением. Первые произведения Поленовой были созданы при непосредственном участии художника. Последние – подлинно энциклопедия и поистине неиссякаемый родник мотивов, приемов, форм всей системы неорусского стиля.

Новизна художественного языка абрамцевских вещей, их соответствие вкусам общества того времени и доступная цена обеспечивали большой покупательский спрос, признание на российских выставках в Нижнем Новгороде, Петербурге и Москве.

Ежегодно в мастерскую на трехгодичный срок в нее принимались мальчики из окрестных деревень, окончившие начальную школу. Обучение было бесплатным. Стараниями Е.Г Мамонтовой и Е.Д. Поленовой в мастерской царила особая атмосфера, воспитывавшая у детей любовь к творчеству и уважительное отношение к традициям национальной культуры. Нередки были беседы и встречи с художниками абрамцевского кружка, чтение вслух, знакомство с экспонатами музея.

Характер программы разрабатывался с учетом социального происхождения учеников, полученных ими дома навыков ремесла. Ребятам прививалось внимательное отношение к исполнению каждой вещи с обязательной разработкой ее проекта. Развитию художественного вкуса и навыков способствовало копирование многочисленных старинных ларчиков и других экспонатов абрамцевского музея. За исполнением работы следили опытные мастера, которые также были выходцами из крестьян. История сохранила имена первых наставников — Кузьмы Федоровича Денисова и Ивана Антоновича Комиссарова.


 


После окончания учебы выпускники, получая в подарок верстак и набор инструментов, продолжали работать в качестве подмастерьев по заказам мастерской в течение года. Она же по возможности опекала их и далее, заботясь о сбыте изделий. Все 28 человек, окончившие мастерскую при жизни Е.Д. Поленовой, продолжали жить в соседних деревнях, работая по ее заказам.

Сведений об учебной мастерской женских рукоделий и гончарной мастерской сохранилось немного. Последняя существовала в имении под руководством технолога П.К. Ваулина с 1890 по 1896 гг., а затем была переведена в Москву. О высоком уровне преподавания в ней гончарного ремесла свидетельствует золотая медаль Нижегородской Всероссийской выставки 1896 г., присужденная работам учеников. Их изделия представляли собой «имитацию старинных металлических предметов». Скорее всего, они
были выполнены в традиционной народной технике чернолощеной керамики. Наряду с работами учеников, на выставке экспонировались произведения выдающегося художника Михаила Врубеля, активно сотрудничавшего с гончарной мастерской Абрамцева.

После смерти Е.Д. Поленовой «кустарный» характер деятельности столярной мастерской стал меняться. С 1898 года ее руководителем стала художница Наталья Яковлевна Давыдова (1873—1926), а в 1908 году к ней присоединились Мария Федоровна Якунчикова (1864-1952), ранее плодотворно занимавшаяся вопросами организации отечественных художественных промыслов. При них производственная часть мастерской была значительно расширена до объемов мебельной фабрики, где выполнялись заказы по изготовлению иконостасов, библиотек, столовых.

Обязанности старшего мастера с 1894 года выполнял Егор Абрамович Зеленков (1875-1939), бывший выпускник мастерской. С 1911 года обучение было продлено до четырех лет в связи с введением такого предмета, как полировка. По сохранившимся сведениям в период с 1885 по 1912 гг. из мастерской вышло около 200 опытных мастеров.

Плодотворная работа абрамцевской мастерской вдохновила деятелей московского губернского земства на организацию в Сергиевском Посаде учебных мастерских: игрушечной и затем художественно-столярной. С этими мастерскими успешно сотрудничали многие известные художники и искусствоведы — В.М. и А.М. Васнецовы, С.В. Малютин, Н.Д. Бартрам, Н.Я. Давыдова, В.И. Соколов и другие.


 


Земская деятельность в Сергиевском Посаде положила начало промыслу выжигания и росписи по дереву, а также столярно-резному производству. Мебельные гарнитуры и отдельные предметы обстановки, разработанные художниками, тиражировались мастерами и учениками как посадской, так и абрамцевской мастерских. Обе мастерские совместно создали коллекцию резных изделий и оформили декоративной резьбой Кустарный павильон Русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где мебель абрамцевской мастерской была отмечена золотой медалью.

С конца 1890-х гг. в земской посадской мастерской работал резчик Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино, выпускник абрамцевской столярной мастерской, которого считают одним из основоположников знаменитого «абрамцевокудринского» направления в резьбе по дереву. Благодаря природной одаренности, трудолюбию, виртуозному владению техниками резьбы, Ворноскову удалось органично соединить приемы, орнаментальные мотивы традиционной резьбы с новыми способами обработки дерева. Главной особенностью резьбы является уплощенный рельефный узор со смягченными («заоваленными») краями в виде свободно изогнутых ветвей с «пальчатыми» листьями и сидящими на них птицами, тонированный в золотистокоричневый цвет. Производство разнообразных шкафов, полочек, шкатулок, ковшей, блюд, украшенных «абрамцево-кудринской» резьбой быстро разрослось, превратившись в промысел.

После Октябрьской революции потребность государства в экспорте ремесленных изделий «ярко выраженного национального характера» способствовала сохранению и дальнейшей деятельности художественно-столярной мастерской. В 1918 году усадьба Абрамцево была национализирована и преобразована в государственный музей, а Абрамцевская столярная мастерская передана в подчинение подотделу Художественной промышленности при Наркомпросе и преобразована в Центральную государственную деревообделочную учебную производственно-показательную мастерскую. В мастерской обучалось около 40 учеников под руководством опытных инструкторов Е.А. Зеленкова, А.С. Максимова, художников Н.В. Филасова и А.С. Мамонтовой, дочери С.И. Мамонтова, работавшей одновременно хранителем Абрамцевского музея. Директором был назначен одаренный художник Константин Васильевич Орлов, выпускник Строгановского художественно-промышленного училища. В новую учебную программу были введены, кроме специальных, общеобразовательные предметы и обязательная тогда политграмота, призванная воспитывать «сознательных борцов за социализм».


 


О высоком уровне подготовки мастеров свидетельствуют материалы Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Экспозицию раздела выставки, посвященного Абрамцевской производственно-показательной мастерской, представляла декоративная восьмиметровая ладья, увенчанная конскими головами и наполненная небольшими резными изделиями, выполненными преподавателями и учениками.

По инициативе Московского губкома РКСМ в 1924 году, недалеко от Абрамцева, в бывшей гостинице Покровского Хотькова монастыря для 150 ребят из детских домов была открыта Учебно-производственная столярно-резная мастерская. В течение двух лет в ней готовили столяров и резчиков по дереву, используя учебный опыт абрамцевской мастерской.

Сама Абрамцевская производственно-показательная мастерская в 1926 году была преобразована в Художественно-деревоотделочную мебельную школу кустарного ученичества. Несмотря на экономически сложное для страны десятилетие, с 1918 по 1928 гг. в ней было подготовлено 94 мастера и 8 инструкторов столярно-резного дела. Школа в основном работала на хозрасчете, выживая за счет продажи на экспорт изделий, выполняемых по «поленовским» образцам, а также производства мебели для детских садов, декорированной советской символикой.

В 1931г. в результате реорганизации оба учебных заведения были соединены в одно — Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения, которая расположилась теперь в бывшей монастырской гостинице поселка Хотьково. Большой коллектив с 250 учащимися возглавляли опытные педагоги — художники А. А. Топорков
(1896-1995), выпускник Строгановского училища и В. И. Соколов (1891-1957), написавший в 1936 г. хорошо иллюстрированную книгу «Резьба по дереву», ставшую на много лет методическим руководством для учащихся и преподавателей художественных профтехшкол.

В первую очередь профтехшкола готовила квалифицированных специалистов столярнорезного дела для набиравшего силу абрамцево-кудринского промысла.

В начале Великой Отечественной войны Абрамцевская профтехшкола была закрыта. Однако уже в августе 1942 года в связи с постановлением Правительства о восстановлении и развитии художественных промыслов, она была открыта вновь. Большая заслуга в сохранении школы и переводе ее на качественно более высокий уровень подготовки специалистов принадлежала директору Виктору Дмитриевичу Мочалову. В годы войны в школе преподавали известные скульпторы А.В. Петров, И.К. Алтухов, художник А.М. Гаврилюк, инструкторы А.С. Максимов, К.Д. Просвирякова, Н.И. Старостин, А.И. Целовальников другие мастера, возвращавшиеся с фронта после ранений.


 


В 1944 году школа изменила свое название на Абрамцевскую профессионально художественную школу. Срок обучения был увеличен с двух до трех лет. Было введено преподавание общеобразовательных дисциплин в объеме семилетней школы, а также лепки, рисунка, композиции. Помимо подготовки краснодеревщиков и мастеров «кудринской резьбы», опытный резчик М.Н. Зинин обучал группу ребят по специальности «богородская резьба», в связи с тем, что соседняя богородская профтехшкола была закрыта.

В школу стремились многие, однако, принимали в нее только тех, кто хорошо учился и успешно сдавал вступительные экзамены. Вспоминая годы своей учебы во время войны резчик А.Г. Тишин свидетельствовал: «В школе царила доброжелательная обстановка, устраивались праздники, действовал учебный духовой оркестр. Несмотря на голодное время, учащиеся обеспечивались горячим бесплатным питанием, формой, общежитием и даже стипендией».

Появление в Хотькове известного в последствии косторезного промысла напрямую связано с созданием в Абрамцевской профтехшколе отделения по подготовке резчиков по кости. Искусство миниатюрной резьбы по дереву и кости существовало в Троице Сергиевском монастыре с древних времен. В 1930-е гг. государство предприняло попытку возрождения этого угасшего искусства. При Научно-экспериментальном институте игрушек в Загорске были организованы курсы по подготовке резчиков — миниатюристов. В 1947году их лучшие выпускники — В.Е. Логинов и Ф.М. Мозиков — стали первыми инструкторами нового косторезного отделения Абрамцевской профтехшколы. Основной задачей отделения была подготовка кадров для вновь организованной в Хотькове косторезной артели «Народное искусство», в которую уже в 1948 году пришло работать 20 первых выпускников. В 1950- 1960-е гг. артель была экспериментальной лабораторией по изучению и внедрению новых технологий и оборудования, методическим центром для мастеров аналогичных производств. В изделиях хотьковского промысла угадывался оригинальный художественно-образный почерк, преобладали реалистически трактованные современные сюжеты, изображения птиц и зверей, дополненные характерными растительными «абрамцево-кудринскими» мотивами узоров.

В 1957 году на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище. Оно готовило мастеров-художников для предприятий народно художественных промыслов не только Подмосковья, но и всей страны.

Расцвет училища, начавшийся со времен «оттепели», связан с деятельностью его директора Юрия Яковлевича Цыпина (1920-1987), заслуженного учителя РСФСР, возглавлявшего коллектив около 30 лет. Он приглашал в преподаватели выпускников АХПУ, окончивших столичные художественные вузы, поощрял их творческие наклонности и поиски новых методов обучения.

В училище открывались новые отделения: художественной керамики, росписи по керамике (существовало до 1991г.), художественной обработки металла и камня. Были выстроены учебный корпус, здания общежития и учебно-производственных мастерских. В 1991 году училище было преобразовано в колледж с филиалом в городе Пятигорске. К 100-летнему юбилею со дня основания за успехи в подготовке художников-мастеров для народно-художественных промыслов удилище было награждено орденом «Знак почета» и присвоено имя одного из основателей — художника Виктора Михайловича Васнецова.

В июне 2014 года АХПК официально стал филиалом Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.