Хотьково


 


 

Городское поселение Хотьково расположено на северо-востоке Московской области в 60 км от Москвы, на территории Сергиево-Посадского муниципального района, в 11 км от города Сергиев Посад и занимает площадь 12 625 га.

В состав городского поселения входят следующие населённые пункты: город Хотьково, село Абрамцево, деревни Антипино, Арханово, Ахтырка, Быково, Гаврилково, Глебово, Жучки, Золотилово, Короськово, Кудрино, Матрёнки, Машино, Морозово, Мутовки, Ново-Подушкино, Новосёлки, Подушкино, Репихово, Стройково, Тешилово, Уголки, Филимоново, Шапилово, посёлки ст. Желтиково, Механизаторов, ОРГРЭС, хутор Митино.

На гербе города — три основных элемента. Крест символизирует православие, ведь Хотьково и соседнее село Радонеж связаны с одним из самых известных русских святых — Сергием Радонежским. Жар-птица символизирует искусство резьбы по дереву, черпающее вдохновение в древнерусских мотивах и легендах. Щит с изображением палящего солнца говорит о современности: самые крупные предприятия города заняты производством электроизоляторов. Солнце символизирует энергию, а щит — защиту.

Хотьково впервые упоминается в 1308 г. как «Покровский монастырь на Хотькове», действующий и поныне. Место и его окрестности, где расположено городское поселение, связаны с известным проповедником Сергием Радонежским.

В Хотькове находится монастырь и несколько храмов. Здесь исторически сложились уникальные традиции промыслов: абрамцево-кудринская резьба, производство столярных и токарных изделий, производство художественной мебели, мягких игрушек для детей, изготовление традиционных лоскутных мячиков и различных женских рукоделий, керамические художественные изделия и роспись по дереву.



Значительное влияние на развитие Хотькова оказывали старые русские имения Абрамцево и Ахтырка. В XVIII веке у дворянства вошло в моду обзаводиться подмосковными поместьями. Так появилось на пустоши имение князя Трубецкого — Ахтырка, около села Жучки — имение Майковых, «дворянское гнездо» Абрамцево, превратившееся в XIX веке в один из ярких очагов культуры и художественной жизни тогдашней России. С 1870 по 1918 гг. Абрамцево принадлежало Мамонтовым. Владелец усадьбы Савва Иванович Мамонтов — сын И.Ф. Мамонтова, построившего в 1862 г. железную дорогу от Москвы к Троице. Его супруга Елизавета Григорьевна Мамонтова внесла огромный вклад в развитие народного искусства и образования в России, создала для жителей школу, мастерские, аптеку, больницу, библиотеку. Сейчас её имя присвоено крупнейшему культурному центру Хотькова. Промышленник и меценат С.И. Мамонтов находился в близких отношениях с известными художниками и актерами последней трети XIX в.

В Абрамцеве жили и работали И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. и Л.М. Васнецовы, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель, М.М. Антокольский, сюда приезжали Ф.И. Шаляпин, Н.В. Салина, Г.Н. Федотова. Здесь были созданы сотни картин и этюдов, а также всемирно известные произведения живописи, такие как «Алёнушка» и «Богатыри» В.М. Васнецова, «Проводы новобранца» И.Е. Репина, «Видние отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Девочка с персиками» В.А. Серова. В Хотькове и Абрамцеве писал И.Е. Репин свои картины «Не ждали» и «Крестный ход в Курской губернии».

Лучшие образцы изделий абрамцевских мастерских можно увидеть сейчас в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево».

В городе Хотькове существовала фабрика резных художественных изделий, созданная в 1960 г. из разрозненных артелей художественного промысла, начало которому было положено в Абрамцеве. Старейшим художественным училищем страны является Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова, который готовит специалистов-художников по дереву, металлу, кости и керамике.

Хотьковцы свято чтят память о людях, внёсших достойный вклад в развитие города, прославивших себя на фронтовых дорогах и в труде. С 1963 г. в школе № 5 действует музей юной партизанки Лары Михеенко, расстрелянной фашистами в районе города Осташкова.

Одна из улиц города носит её имя. Не один год проработал директором НПО «Лакокраспокрытие» Герой Социалистического Труда И.К. Седин. Его именем названа новая улица города.

Среди достопримечательностей города — Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Это одна из древнейших монашеских обителей на Руси. Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчёт с первой даты, упоминаемой в летописях — 1308 год. Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Их святые мощи с 1337 г. почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. В настоящее время монастырь отреставрирован. На территории обители находится детский пансион для девочек. Реставрационные работы в скором времени должны коснуться и усадьбы Ахтырка, что в трех километрах от Хотькова. Роскошный дворец, церковь Ахтырской Божией матери, плотина с водяной мельницей, большой водоём, образованный заливами реки Вори, лодочная станция — всё было сделано в лучших традициях гражданской архитектуры 10—20-х годов XIX в.

Градообразующим предприятием в советский период в Хотькове был завод производственного объединения «Электроизолит», вокруг которого возник рабочий посёлок.

В 1949 году образовался город Хотьково, ставший, благодаря новым промышленным предприятиям, наукоградом.

Теперь на предприятиях и в учреждениях работают около 50 докторов и кандидатов наук, в научно-исследовательской работе участвует более 1500 инженеров. По-прежнему работает мощный научный комплекс ФНПЦ ОАО «ЦНИИСМ», появляются такие современные предприятия, как «Диэлектрик», «Галилео Нанотех».

В современном Хотькове помимо общеобразовательных школ, имеются музыкальная и художественная школы, созданы все условия для занятий молодёжи физкультурой и спортом.

В 2010 г. было введено в эксплуатацию новое здание школы № 5, в 2011-м — современный комплекс культурно-досугового центра, в 2013-м — новый детский сад комбинированного вида. С декабря 2015 г. для жителей и гостей открыт парк «Покровский». Он находится на правом берегу реки Пажи, с западной стороны Покровского Хотькова монастыря.

Город Хотьково при небольшом, всего 50 лет, возрасте имеет древние корни. Особое место в его истории занимает Покровский Хотьков девичий монастырь с Бобыльской слободой и ближайшие к нему села и деревни — Горбуново, Митино, Комякино. С этих поселений начался город, они во многом определили его облик, планировку, занятия жителей.

По мнению исследователей, заселение славянами территории современного города Хотьково и округи началось в XI-XII вв., а первыми появились в этих глухих, покрытых девственными лесами, местах славяне-Кривичи. Здесь они встретились с редким населением балтских и финно-угорских племен.


 


Мирное соседство и постепенное смешение мерян и балтов со славянами отразилось и в местной топонимике. Так, балтскими по происхождению являются названия рек Веля и Воря. Названия реки Пажи и ее притока, ручья Подмаш — мерянские. К раннеславянским относятся названия поселений Хотьково и Радонеж.

Первоначально славяне заселяли долины рек, устраиваясь на возвышенностях речных поймах, на террасах коренных берегов, на высоких мысах в речных излучинах. К последнему типу поселений относятся Радонеж и Хотьково.

С XIV в. славяне селились не только по берегам рек, но и на суходолах. На территории Хотькова археологам удалось обнаружить 11 селищ (остатков неукрепленных поселений) того времени. В основном это были починки или деревни в один — реже два-три двора. Одно из таких селищ oмечено и на территории монастыря.

Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось «Хотково» или «Хотков». Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя «Хот» или «Хотьк».

Хотков, — так, вероятно, называлось небольшое славянское земледельческое поселение, на месте которого возник Покровский Хотьков монастырь. Поселение могло быть основано в X-XII столетиях и запустеть, или исчезнуть в 30-90-х годах XIII в. из-за неоднократных татарских нашествий. Но его название осталось в народной памяти и перешло на обжитое первыми поселенцами место, которое позднее занял Покровский монастырь. Не случайно в дошедших да нас документах XIV — XVI вв. его называли монастырем «иже на Хоткове», уточняя таким образом месторасположение обители.

Историки и краеведы сходятся в том, что Покровский монастырь появился в первое тридцатилетие XIV в. Это было время, когда в результате татарских набегов на богатые центральные области и города Владимиро-Суздальской земли произошел отток населения в доселе малообжитые лесные окраины.

В начале 30-х годов XIV в.в «весь, глаголемую Радонеж» из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых был боярин Кирилл «с всем домом своим, и с всем родом своим», отец будущего троицкого игумена Преподобного Сергия Радонежского, в миру Варфоломея. Незадолго до смерти, последовавшей, согласно мнению церковных историков, в 1337 г., Кирилл и его жена Мария приняли постриг в Покровском монастыре и были погребены в нем. Еще раньше, после смерти жены Анны, также погребенной в Хотькове монастыре, здесь принял постриг старший сын боярина Степан, в монашестве Стефан. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что ко времени пострижения родителей Преподобного Сергия Покровский монастырь относился к характерному для средневековой Руси типу так называемого «мирского монастыря».

Такие монастыри создавались при содействии целого общества для того, чтобы, по словам В.0. Ключевского, «обывателям было где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением.



 

Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы. Об этом говорит и то, что в нем проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена или игуменьи, а руководство повседневной жизнью осуществлял священник Покровской церкви.

В XIV в. деревянная Покровская церковь скорее всего была небольшой, простейшего так называемого «клецкого» типа. Немногочисленные деревянные кельи старцев и стариц стояли ниже Церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса. Так, вероятно, выглядел Покровский монастырь при жизни родителей Преподобного Сергия и при нем самом. Вполне возможно, что уже тогда сложилась его необычная «уличная» планировка.

После кончины княгини Ульяны (не позже 1374 г.) Радонежская волость досталась двоюродному брату великого Московского князя Дмитрия Ивановича, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич умер в 1410 г. «Радонеж с тамгою и с мыты» получил в наследство его четвертый сын Андрей Владимирович.

При князе Андрее в Радонеже произошли важные события. Волость вместе с двумя соседними волостями, также полученными князем в наследство от отца, превратилась в небольшое удельное княжество, «столицей» которого стал городок Радонеж. Такое название получило бывшее село Радонежское после возведения на его западной окраине, на холме в излучине речки Пажи, дерево-земляной крепости, валы которой сохранились до нашего времени. Князь умер в мор 1426 — 1427 гг. Его небольшой удел достался племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому-Боровскому, княжение которого пришлось на годы династической войны 1425 -1453 гг.

Вскоре после окончания войны великий Московский князь Василий II бросил Василия Ярославича в тюрьму, а его земли, включая и Радонежье, разделил на уезды и присоединил к своим владениям.



 

Политические события XV в. не изменили характер жизни монастыря «на Хоткове». Он по-прежнему оставался небольшой мирской обителью при Покровской церкви. 28 февраля 1534 г., вскоре после смерти Василия III, великокняжеская руга была подтверждена от имени малолетнего великого князя Ивана IV.

1 -го августа 1544 г. четырнадцатилетний Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал ему в управление Покровский монастырь «на Хоткове». Передача была оформлена соответствующей жалованной грамотой, подписанной великим князем здесь же в Троице. В этой грамоте монастырь «на Хоткове» впервые назван девичьим.

Подчинение Троице-Сергиеву монастырю коренным образом изменило характер монастыря «на Хоткове». Сохранив за собой великокняжескую ругу, он приобрел покровительство влиятельной и богатой Троицкой обители. Неудивительно, что девичий монастырь начал постепенно приходить в лучшее чем прежде состояние. К середине 80-х годов XYI в. в нем появилась ещё одна деревянная церковь — Никольская, в состав причта был включен пономарь.

В начале XYII в. в Московском государстве, ослабленном неудачной Ливонской войной и опричниной, голодом и крестьянскими восстаниями, началась долгая кровавая смута.

Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и запустению ее окрестностей. Не избежали этого и городок Радонеж с окружающими его деревнями, и Покровский монастырь.

В январе 1610 г. осада была снята, но окрестности Троице-Сергиева монастыря были опасны для проживания и находились в запустении из-за хозяйничавших повсюду «воровских людей».

При поддержке Троице-Сергиева монастыря Хотьковская обитель была восстановлена к середине 20-х годов XVII в.

В феврале 1764 г., в соответствии с подписанным императрицей Екатериной II указом о секуляризации церковного землевладения, многочисленные вотчины Троице-Сергиевой Лавры перешли в распоряжение государства, в том числе и крестьяне лаврских деревень Комякино, Подушкино, Машино, Матренкино и Морозове, а также хотьковские крестьяне деревни Филимоново и Бобыльской слободы. Эти деревни и их жители считались отныне казенными. Наряду с казенными селениями в окрестностях Хотькова монастыря были и частновладельческие. Так, например, сельцо Абрамково в конце 70-х годов XVIII в. принадлежало помещице И.А. Головиной, вдове унтер-лейтенанта флота Ф.И. Головина.



На некотором удалении от сельца стояли 4 крестьянских двора деревеньки Абрамково. Головиной принадлежали также деревни Быково и Мутовки. Ближайшее к монастырю сельцо Митино принадлежало генеральше М.Е. Щербининой, сельцо Горбуново — прапорщику в отставке Н.И. Моложеинову. К частновладельческим относилось и сельцо Суконниково, принадлежавшее секретарю Г.И. Рудоневскому и располагавшееся западнее сельца Митино, а также деревни Гаврилково и Ильино. Пройдет немного времени и сельцо Митино превратится в одноименную деревню, сельцо Горбуново в промышленное село, а сельцо Суконниково исчезнет, останется лишь одноименная пустошь, напоминающая о нем.

Указ 1764 г. имел прямое отношение и к судьбе Покровского Хотькова монастыря. Он был выведен из ведения Троице-Сергиевой Лавры и подчинен Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом в 17 монашествующих.

Таким образом, государственное содержание, на которое был переведен Хотьков монастырь в 1764 году, подобно великокняжеской руге XVI в. и лаврскому жалованью 1544-1763 гг., обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств.

Поэтому хотьковские монахини и белицы должны были, как и в прошлые времена, сами заботиться о себе. Выручали их небольшие угодья, оставленные монастырю, и навыки к рукоделию. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом.

В конце XYIII в. искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья прославились монахини Прасковья Шатилова, Анна Титова, Авдотья Иванова и Наталья Баскакова. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского музея в Лавре. Свои рукоделья монахини и белицы продавали в монастыре или на рынке в селе Клементьеве..

В монастыре торговля оживлялась в дни храмовых праздников, главным из которых был Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября. В этот день и всю последующую неделю внутри и вне монастыря торговали не только монашескими рукодельями, но и калачами, пряниками, яблоками, орехами, прочим «съестным харчем». Многолюдство, шум и крик торгующихся придавали девичьей обители вид большого села в разгар ярмарки.

К концу 1781 г. завершилось строительство каменной ограды вокруг монастыря, территория которого при этом значительно увеличилась за счет присоединения двух десятин земли с северной стороны. Ограда представляла собой кирпичную стену с высоким каменным цоколем. Плоскость стены высотой несколько более 5 арш. (3,5 метра) оживлялась ритмичным чередованием выложенных кирпичем лопаток и филенок. На углах возвышались четыре восьмиугольные башни с высокими, обшитыми тесом, шатровыми кровлями. В центре южной и северной линий ограды были устроены соответственно «Водяные» и «Святые» ворота. Последние сохранились до настоящего времени.

Митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора, необходимого в связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц: со 115 человек в 1764 г. до 280 в конце столетия. Строительству нового собора предшествовала разборка старого, возведённого в 1644 — 1648 гг. Крепкие фрагменты стен старого собора XYII в. были включены в состав кладки нового.

Летом 1812г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812г. отряды французов появлялись даже в окрестностях села Озерецкого, совсем рядом с монастырем. Лишь в 1813 г. удалось продолжить работы и закончить здание собора вчерне.

В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера и 9 июля 1816 г. архиепископ Дмитровский Августин освятил новопостроенный собор в честь Покрова Богоматери.



Надгробия над могилами родителей Преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золоченным балдахином. Рядом находилась местночтимая икона Тихвинской Богоматери в серебряном окладе с жемчужным убрусом и короной с драгоценными камнями. В 1848 г., во время свирепствовавшей в округе холеры, икона была прославлена как защитница монастыря и окрестных селений от этой страшной болезни.

После Святых ворот Покровский собор — второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

В 1833 г. над Водяными воротами была возведена башнеобразная церковь святителя Митрофания Воронежского, завершенная подобно церкви над Святыми воротами глухим барабаном со сферическим куполом и небольшой луковичной главкой.

В 1834 г. несколько севернее игуменских келий, прямо на пересекавшей монастырь улице, была возведена четырехъярусная колокольня с проездной аркой в нижнем и часами в верхнем ярусах.

Строительные работы XVIII — первой половины XIX в. коренным образом изменили облик монастыря, придав ему богатый и благоустроенный вид. К концу игуменства Евпраксии земельные владения вверенной ей обители увеличились более чем на 160 десятин. Ей принадлежала мельница на реке Воре, обширный сад на берегу реки Пажи, большой скотный двор.

В игуменском корпусе рядом с вседневной трапезной было устроено «заведение разных женских рукоделий». В 1854 г., были умножены и хозяйственные заведения, в которых «руками послушниц совершается все потребное для общежительного устройства и сверх сего школа живописная».

Заведение живописной школы — заслуга игуменьи Магдалины. При ней же «для уничтожения проезда чрез весь монастырь» с восточной стороны обители в 1851-1852 гг. была устроена объездная дорога (ул. Кооперативная — прим. автора). С закрытием сквозного проезда торговля с территории монастыря была вытеснена наружу, за Водяные ворота.

Облик монастыря к концу XIX в. в очередной раз коренным образом изменился: на месте множества маленьких деревянных келий выросло несколько больших каменных корпусов. двух — трехэтажными незатейливой архитектуры домами вдоль главной улицы.



Изменения, происходившие в XIX в. в Хотькове монастыре и его округе, получили достойное завершение в начале следующего XX столетия, когда над монастырем, над окрестными селами и деревнями поднялась пятиглавая краснокирпичная громада Никольского собора. Новый Никольский собор был построен на месте одноименной церкви 1765 — 1768 гг. Свыше 130 лет Никольская церковь удовлетворяла потребностям монастыря. Но увеличение числа жителей в приходе во второй половине ХIХ в. и значительное умножение числа богомольцев после открытия железной дороги сделало старую церковь тесной.

Подобно Успенскому собору в Лавре, Никольский в Хотькове стал высотным ориентиром, организующей доминантой как архитектурного комплекса Покровского Хотькова монастыря, так и окрестных селений. Он продолжает выполнять эту роль и в наши дни.

Между торжествами освящения новопостроенного храма и учреждением города Хотьково всего 45 лет, но эти годы разделяют две разные России: царскую и советскую.

Первой и важнейшей предпосылкой для появления города стал Покровский Хотьков монастырь, который свыше 600 лет выполнял роль духовного и хозяйственного центра округи.

Именно исторически сложившаяся концентрация на сравнительно небольшой территории разнообразных промышленных заведений, железнодорожной станции, многочисленных и вместительных каменных зданий монастыря позволили уже новой, советской, власти учредить на основе Покровского монастыря, Бобыльской слободы, деревни Митино и села Горбуново сначала рабочий поселок, а затем и город Хотьково.

Текст составлен К. А. Филимоновым, ведущим сотрудником Сергиево-Посадского музея заповедника.