Хотьково-Абрамцево - культурная столица подмосковья

19.04.2016Художник Юрий Леонов и его метафоры

«Трудоголик, заботливый отец и удивительный керамист», — так афористично охарактеризовал отца директор АХПК им. В. Васнецова Евгений Юрьевич Леонов.

Действительно, знакомство с Заслуженным художником России керамистом и живописцем Юрием Петровичем Леоновым позволяет убедиться в точной оценке, которую дал сын, сам художник, выпускник АХПУ и Строгановки.

Дитя Великой Отечественной войны, родившийся на Смоленщине в годы индустриализации, Ю. П. Леонов волей судьбы оказался в конце 1950-х гг. в волшебном крае загорской игрушки, завораживающей и поражающей воображение детей и взрослых.

Тяга к искусству рисунка у школьника Юры Леонова началась не в семье, как обычно это случается, а благодаря учителю, мастерство которого пробудило в юноше интерес к рисованию. Оказавшись в тогдашнем Загорске, Леонов окончил местное училище игрушки, затем Строгановку, и с тех пор он ни разу не изменил нашим краям, создав на Нижней улице родовое гнездо с творческой атмосферой, в которой росли и воспитывались его дети.

Юрий Леонов за свои неполных 79 лет побывал во многих местах страны и мира, откуда привозил впечатления, материализованные в его художественных образах и отраженных на живописных полотнах. Дальний Восток, Урал, Север, Индия, Малайзия, Индонезия и многих других.

«Художником мира» назвал себя однажды в интервью Юрий Петрович, полюбивший культуру и искусство народов, которых он посещал. Но художник не был бы Леоновым, если бы просто созерцал окружающий мир, он был и до сих пор остается подвижником в мире искусства. На Сахалине, например, он участвовал в оформлении внутренних пространств общественного назначения. В настоящее время является активным участником творческой группы «Воронцово» в Москве, организующей и проводящей различные выставочные мероприятия. Много лет он посвятил работе с ребятами в Сергиево – Посадском интернате для слепоглухонемых детей.

Подвижничество, активная жизненная позиция и любовь к искусству сопровождают мастера всю его сознательную жизнь, что в какой-то мере передавалось обоим сыновьям, в особенности к Евгению Юрьевичу.

Раскрывая тайны художественного языка отца, Евгений Юрьевич акцентировал внимание на таких его особенностях, как декоративность, аллегоричность и реалистичность творчества Юрия Петровича. Разумеется, разговор зашел и о том, что явилось истоком творчества мастера отечественной керамики. Несмотря на то, что Юрий Петрович побывал во многих странах и познакомился с искусством различных народов, но он остается верным традициям Загорской игрушки и ей не изменил ни разу.

По словам Евгения Юрьевича, стилистика живописи Леонова-отца близка к технике французского импрессиониста Матисса, и керамика в какой-то степени напоминает метод Пикассо, но ни в коем случае нельзя говорить о влиянии европейского искусства на формирование художественного видения Юрия Петровича, искусство которого достойно, чтобы его образцы ставить рядом с Матиссом и Пикассо.

Юрий Петрович неоднократно называл свое творчество реалистическим, хотя образы его наполнены сочностью красок, выразительностью композиции и художественной декоративностью.

Художники, как правило, немногословны, справедливо считая, что искусство не нуждается в длинных и долгих комментариях. Юрий Петрович Леонов не исключение. Вместе с тем, при всей его немногословности, он обладает удивительной способностью излагать свои мысли в краткой афористичной форме, вкладывая свои мысли в материал и в композицию. Приведем несколько его высказываний о себе и своем творчестве:

— Война нехорошее дело. Я дитя войны, во время войны родители мои оказались во вражеской оккупации на Смоленщине в Гжатске (г. Гагарин), и помню, как немцы ставили меня на колени, давали какие-то конфетки и играли на губной гармошке.

— Я полюбил глину, как материал для воплощения своих замыслов при помощи гончарного круга, гипсовой формы или пласта.

Мое искусство это метафора и реализм.

— В процессе работы с глиной я приобщаюсь к истокам народного ремесла, и керамика для меня как «мир с его космическим коловращением».

— Созданные художником произведения искусства по законам природы носят отпечаток его характера и души.

— Керамика для меня есть сосуд, как основа для превращения исходного материала в произведение искусства.

— Художник – керамист всегда имеет своего соавтора – это огонь.

От себя добавим, что огонь играет в создании образов чрезвычайно важную роль, способный не только к созиданию, но и к разрушению. Изделие настолько хрупко и капризно, что в процессе обжига может преподнести совершенно непредсказуемый результат. Только настоящий мастер, каковым является Ю. П. Леонов, тонким чутьем и многолетним опытом управляет огнем так, чтобы композиция в совершенстве воплотилась в материале и радовала глаз своей эстетикой.

Богатство внутреннего мира художника — керамиста Юрия Петровича внешне проявляется в его спокойном, уравновешенном характере, во внимательном цепком взгляде и в поразительной работоспособности.

Беседа с художником и директором АХПК им. Васнецова Евгением Юрьевичем Леоновым не могла ограничиться лишь анализом творчества Леонова — старшего, поскольку объективно и закономерно разговор коснулся таких важнейших проблем, как подготовка наследников творчества Юрия Петровича.

— К сожалению, — говорит Е. Ю. Леонов, — сегодня преобладает тенденция к меркантильному подходу в системе образования вообще и в подготовке творческих работников, особенно. Странно, что Минобразования отменяет творческие конкурсы для поступающих на художественные специальности. Достаточно любому школьнику принести хороший аттестат, и ты уже студент.

— Я как в прошлом выпускник Абрамцевского училища, оказавшийся по воле обстоятельств его директором, стремлюсь к сохранению сложившихся традиций коллективизма, взаимной выручки и поддержки, без чего невозможно подлинное искусство.

Можно быть уверенным, что слова Леонова-младшего не только воплотятся в жизни, но они приумножат славу старейшего учебного заведения, которое готовит художников декоративно прикладного искусства, в том числе и будущих наследников керамического искусства Юрия Петровича Леонова.

Альфред Бодров,

Член Союза журналистов России.

28 февраля 2016 г.

Мы используем cookies


Во время посещения сайта centrmamontovoi.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

Понятно, спасибо